В процессе этого анализа группа специалистов оценивает уровень удобства использования сайта, находит недостатки в его эргономике и преимущества. Для оценки удобства различных элементов сайта анализируется статистика поведения пользователей веб сайта, принимается во внимание опыт юзабилиста, проводятся опросы посетителей веб ресурса, осуществляется исследование "тайный покупатель".
Итогом аудита является отчет, в котором указаны сильные и слабые стороны сайта и даны рекомендации по улучшению usability.
Зачем проводить аудит юзабилити
Предположим, что ваш интернет-ресурс что-то продает или предлагает. И от того, насколько он удобен и понятен для пользователей, зависит его конверсия. Проще говоря, чем понятнее и удобнее ресурс, тем больше заказов на нем совершают люди. Он не отталкивает, им приятно пользоваться, он нравится посетителям и в ответ они охотно тратят на нем деньги.
Неудобный и непонятный сайт раздражает его аудиторию и отталкивает. Транзакции на нем стремятся к нулю, ведь люди совершают покупки на нем не благодаря, а вопреки.
Задача аудита юзабилити как раз и заключается в том, чтобы разобраться, что мешает и отталкивает на сайте, а что нравиться людям. Специалист рекомендует изменить сайт таким образом, чтобы он помогал людям делать заказ, вел их за руку до совершения заказа. Аудит usability позволяет перевести сайт в категорию удобных, интуитивно понятных и любимых для интернет-пользователей.
Когда следует проводить аудит usability
- После создания сайта. Следует проверить компанию разработчика и убедиться, что она сделала удобный для пользователей интернет-ресурс.
- На сайте мало заказов. Есть хорошая посещаемость, но пользователи мало заказывают. Нужно разобраться почему.
- Есть желание увеличить конверсию сайта. Улучшив удобство сайта можно увеличить количество заказов при том же уровне посещаемости.
Источники данных для аудита юзабилити
При анализе используются различные источники данных:
- Накопленная статистика поведения пользователей на сайте. Счетчики Яндекс Метрика и Google Analytics позволяют собирать большой объем данных по поведению посетителей, на основании которого можно найти проблемные страницы и функционал, узнать вкусы и предпочтения различных групп посетителей, выявить элементы, с которыми чаще взаимодействуют пользователи и наоборот.
- Наблюдение за поведение пользователей на сайте. Яндекс Вебвизор позволяет записывать и просматривать действия посетителей на интернет-ресурсе. Предоставляет возможность специалисту видеть, и детально анализировать действия пользователе на любом участке страницы.
- Проведение опросов. Много полезной информации можно узнать просто спросив у пользователей их мнение об интернет-ресурсе.
- Изучение сайта "тайными покупателями". Полезную информацию можно почерпнуть от человека, который первый раз взаимодействовует с сайтом.
- Проведение A/B тестов. Методика при которой одной группе пользователей показывается один вариант элементов сайта, а второй - другой. Поведение групп анализируется и делается вывод, какой вариант удобнее.
- Eye Tracking. Специальное оборудование позволяет отслеживать движение глаз пользователя, чтобы понять какие зоны на сайте пользуются большим вниманием, а какие нет.
- Опыт юзабилиста. Многие стандартные ошибки специалист способен выявить сразу благодаря своим знаниям и большому опыту.
За счет использования данных из различных источников выводы по аудиту юзабилити объективны, а рекомендации по внесению поправок на сайт - эффективны.
Распространенные ошибки дизайна и функционала сайта
- Избыточное количество информации на странице. Если большое количество информации хаотично выдается пользователю, то это может отпугнуть его. В этом беспорядке может быть сложно разобраться.
- Нечитаемый шрифт. Пользователи не будут читать текст, для изучения которого нужно напрягать зрение.
- Отсутствие призыва к действию. Для того чтобы пользователи совершали целевое действие их нужно мотивировать.
- Расположение элементов на сайте не соответствует привычному. Если дизайн интернет-ресурса сильно отличается от устоявшихся представлений, то он отпугнет большую часть пользователей. Люди склонны отдавать предпочтение привычным вещам.
- Большие пустые пространства на странице. Могут ввести пользователей в заблуждение и вызвать недоумение. Пустота говорит о том, что сайту нечего сказать, что на нем буквально есть пробелы.
- Навязчивость. Чрезмерное побуждение к действию может также оттолкнуть посетителей интернет-ресурса. Всплывающие окна, мигающие объекты, повторы призывов к действию раздражают. Все хорошо в меру.
- Неработающий функционал. Удобный сайт должен работать как часы.
Это лишь небольшой перечень распространенных ошибок на сайте. Реальный список недочетов web сайта значительно больше.
Этапы работ
- Анализ рынка и конкуренции. Для того чтобы дать правильную оценку интернет-ресурсу и рекомендовать верные решения мы углубляемся в тему бизнеса.
- Анализ статистики Яндекс Метрика и Google Analytics. Здесь мы получаем общие данные о воронке продаж, показателе отказов, глубине просмотров, времени проведенном на веб сайте для различных целевых групп. Изучаем поведение пользователей в Вебвизоре.
- Анализ контента сайта. Изучаем, насколько хорошо подана информация в текстах. Нужные ли смыслы передает контент, понятен ли он пользователям. В нужном ли месте находятся тексты.
- Анализ дизайна сайта. Оцениваем удобство дизайна, эргономику сайта. Отвечаем на вопрос, ведет ли дизайн посетителей к цели.
- Анализ технический стороны сайта. Смотрим, правильно ли работает весь функционал на сайте. Быстро ли загружается. Нет ли технических ошибок, мешающих посетителям веб ресурса.
- При необходимости проводим опросы посетителей сайта, исследование "тайный покупатель", a/b тестирование для получения дополнительной информации по различным аспектам сайта.
- Отчет и рекомендации. Указываем на недочеты и ошибки на сайте. Даем рекомендации по их устранению и улучшению юзабилити сайта, улучшения поведенческих характеристик пользователей и увеличения количества заказов.
В зависимости от анализируемого сайта этапы работ могут отличаться.
Форма заполнена неверно.